|
Три пути ведут к знанию: Путь размышления – самый благородный, Путь подражания – самый легкий, И путь опыта – это путь самый горький…. Конфуций
Кодекс классного руководителя.
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю:
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. 2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. 4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты. 5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно. 6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе интересно с ними. 7. Родитель ребенка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. 8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья. 9. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований. 10. Дети в классе – твое отражение; старайся постоянно работать над собой. 11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера
Основные задачи классного руководителя
Организация воспитывающей и развивающей деятельности – первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам. Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и задача классного руководителя. Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей – третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. Первая группа задач может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности. Вторую группу задач можно обозначить как задачи диагностическо-этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики. Третья группа задач может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах. Четвертая группа задач может быть обозначена как задачи индивидуально-практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
· Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). · Ищи истину вместе с ребенком, · Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам. · Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг. · Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. · Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным. · Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ
· Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. · Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. · Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. · Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. · Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. · Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. · Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. · Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. · Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. · Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
Функциональные обязанности классного руководителя
Общие положения. Настоящая инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации об образовании, Устава школы, правил внутреннего распорядка, конвенции о правах ребенка и других инструкций. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
Главная функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья: – изучает особенности развития детей; – выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка; – проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента; – совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни; – помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников; – ведет работу по профилактике заболеваний, проводит физкультминутки; – проводит беседы о личной гигиене человека; – ведет антиалкогольную пропаганду; – проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев; – пропагандирует здоровый образ жизни. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся: – изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания; – исходя из единых (школа – семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся; – осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе; – проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей. Классный руководитель должен обладать информацией: – состояние семейно-бытовых условий ученика; – состояние его здоровья; – положение в классе; – внешкольные интересы и увлечения; – общественные поручения; – любимые и нелюбимые предметы; – отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам; – уровень воспитанности учащихся своего класса; – стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию. Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками: – должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей; – определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда; – посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала; – создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний; – проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыков учащихся; – вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т. д.; – совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда. Работа с классным коллективом: – организует дежурство учащихся на переменах; – прививает навыки трудового воспитания, организуя участие в генеральных уборках школы и классного помещения, прививает навыки производственного труда; – привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка; – развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения; – проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры; – проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д. – участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях. Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями: – изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений; – определяет виды и формы совместной работы; – ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей; – выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов; – расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров; – перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа. Документация классного руководителя: – составляет план развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям: а) развитие интеллектуальных способностей; б) нравственно-этическое воспитание (правовое, половое в том числе); в) экологическое воспитание; г) эстетическое воспитание; д) физическое воспитание; е) развитие технического творчества и производственной деятельности; – ведет рабочий дневник; – ведет классный журнал, электронный журнал – проверяет один раз в неделю ученический дневник; – ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 1 раз в четверть родительские собрания
|
|